В Беларуси друзья и почитатели творчества
называют его Джаггером, в Бельгии — «русским Джо Кокером». По паспорту
он Олег Минаков. Прожив 14 лет в Бельгии, Олег сохранил белорусскую
пяшчоту і дабрыню, а вот агульнай млявасці і абыякавасці да жыцця у него
никогда не было.
—
Созданная вами группа «Рублевая зона» была популярна не только в
Беларуси, но и далеко за ее пределами. А почему вы исполняли композиции
только с англоязычными текстами?
— Убежден, что
английский язык больше всего подходит для рок-музыки. На всех других
языках рок теряет свой драйв. Русский, как и белорусский язык, хорош для
распевных песен, баллад и фольклора. И потом, в песнях на славянских
языках очень большая смысловая нагрузка. В рок-музыке главенствует ритм.
Поэтому комфортнее с англоязычными тексами.
Также была цель создать что-то интернациональное, и, не скрою, изначально планировалось прорваться за рубежи своей Родины.
— А цель прорыва? Слава или заработки?
—
Нам очень хорошо жилось и работалось в Беларуси, Украине и России. На
всех «Славянских базарах», «Таврийских Играх» других фестивалях
«Рублевая зона» присутствовала. Была серьезная клубная работа. За три
года мы сделали то, на что другим командам требовалось 10 лет. Наверное,
я первый белорусский рок-музыкант, который всех учил «экономическому
самолюбию»: за музыку надо получать хорошие деньги. И мы в те годы (1993-1997. — прим. ред.)
хорошо зарабатывали: коллегам платили по 10 долларов за выступление, а
нам — 500. Так что цель прорыва все-таки показать Европе, что белорусы
не лаптем щи хлебают.
— Однако в Бельгию вы уехали без своих музыкантов. Что случилось?
—
Как ни парадоксально, но сгубили группу водка, успех и достаток. Мои
музыканты увлеклись алкоголем. Имея опыт работы на Западе в составе
группы «Инспектор», я понимал, что для успеха необходим самоконтроль и
высокая степень ответственности. Там все можно, кругом угощают и не
только алкоголем, но при этом существует железная дисциплина. Там нельзя
сказать: ах, у меня вчера был день рождения, поэтому сегодня не могу
работать. Я понимал: увлечение алкоголем превращает моих коллег в
ненадежных людей.
Никогда не рублю с плеча: всегда даю человеку
три шанса: первый раз списываю на случайность, второй — думаю, может,
совпадение, а когда кто-то третий раз наступает на грабли — понимаю, что
это уже система. Расставаясь с коллегами, знал, что в Бельгии не найду
инструменталистов такого уровня — там все хорошие музыканты при деле.
После долгих поисков и проб я решил выступать сольно, гораздо меньше
головной боли :).
— В Бельгию вы приехали по приглашению?
—
Конечно, у меня был контракт с концертным менеджером. Однако события
развивались непредсказуемо. Конец 90-х — это огромные перемены в мире
музыки. В мире наступило время поп-музыки, начали создаваться группы в
составе смазливых мальчиков и девочек модельного вида. Рок, джаз и блюз
ушли на второй план. Бельгия не стала исключением. Поэтому как
рок-музыкант я был менее востребован, но у меня неплохо получилось
писать песни для поп-исполнителей. И одновременно работал в джаз-бэнде с
очень крутыми музыкантами, и мы активно выступали по всей Европе.
— Олег, чем вы больше зарабатываете: композицией или выступлениями на сцене?
—
Первое время я продавал свои песни исполнителям примерно так, как это
до сих пор делают в Беларуси. Когда получил гражданство, вступил в
Бельгийскую организацию защиты авторских прав и с тех пор стал получать
авторские как композитор. В Бельгии, да и вообще на Западе авторское
право основательно защищено. Не важно, где звучит твоя песня — авторские
отчисляются регулярно раз в год. А если она звучит по радио, да еще
находится в верхней строчке хит-парада, то гонорары довольно высокие!
Для нескольких моих песен популярные европейские ди-джеи сделали
танцевальные миксы. После чего мелодии песен претерпели значительные
изменения, но все равно я получаю авторские отчисления.
Что
касается выступлений на сцене, то их тоже хватает. Иногда участвую в
крупных шоу, на которые съезжаются, по западным меркам, звезды второй
величины: Lara Fabian, Chic, Tears for Fears, Level 42, John Miles, а
также один из моих любимых артистов Джо Кокер — я с удовольствием
исполняю его композиции, и публике это нравится. В Бельгии любят все
проверенное временем, хорошо раскрученное, а вот в консервативной Англии
наоборот — интересуются новым.
— Как вы относитесь к нашему закону о 75% отечественной музыки в эфире радио?
—
Очень хорошо. Здесь Беларусь не придумала ничего нового. Аналогичный
закон есть во Франции, Германии, Швеции. Это — абсолютно нормальная
практика. В своей стране нужно отдавать приоритет местным артистам…
В Бельгии все наоборот — 75% отдано англо-американцем и лишь 25% остается бельгийцам — глобализация!
—
В нашем белорусском эфире в последнее время много англоязычных песен,
записанных белорусскими поп-исполнителями. Якобы все это делается с
прицелом на завоевание публики в Европе…
— Не всем дано
петь на иностранном языке, как на родном. Леонид Агутин — прекрасный
музыкант, недавно выпустил англоязычный альбом. Музыка в нем шикарная.
Но англоязычной публике режет слух плохое произношение, поэтому продажа
альбома полностью провалилась. Никому на Западе не нужна русская или
белорусская попса на английском языке! Белорусское должно быть
белорусским!
— Живя 14 лет в Бельгии, вы присутствуете в культурном пространстве Беларуси. Расскажите об этом подробнее.
—
На Net-радио в авторской программе «Частная коллекция» звучит музыка из
моей коллекции. Передачу я стараюсь делать философскую, рассказываю
всякие жизненные истории, выбираю такие вечные темы: любовь, деньги,
алчность. Продюссирую белорусско-бельгийскую группу «Три кола».
Ребята
живут в Бельгии, но исполняют музыку для белорусской и всей
постсоветской публики. Клипы их показывают по белорусским и российским
музыкальным каналам.
— Группа «Три кола» совсем не похожа на «Рублевую зону». Это ваш творческий эксперимент?
—
Если долго заниматься серьезной музыкой, то может и крыша поехать.
Необходим отдых. То, что я пишу для группы «Три кола», воспринимаю как
анекдот. Тексты получаются легкие, стебные, что-то похожее в Беларуси
делали «Ляписы» в начале своей карьеры, а теперь группа «Дрозды».
Ничего
предосудительного в этом не вижу. В музыке хороши все жанры, стили и
направления. «Инспектор», «Рублевая Зона» — группы, в которых я работал
до отъезда в Бельгию, играли технически сложную музыку. Этот стиль я
называю «музыка для музыкантов». Обычно коллегам нравится, а публике —
только избранной. Для более широкого круга людей необходимо писать менее
сложную, развлекательную музыку. Но в этом «легком жанре», на мой
взгляд, недопустимы непрофессионализм, безвкусица и пошлость.
— Олег, в Беларусь вы приехали не только в отпуск, но и по делам. Не секрет, что затеваете?
—
Никаких секретов. Мне поступило предложение поучаствовать в
«Евровидении» от Бельгии. Однако я не хочу повторения ситуации с
Александром Рыбаком. Я-то прожил в Беларуси гораздо больше, чем он. Не
хочу, чтобы потом в прессе писали о бельгийском артисте белорусского
происхождения. Поэтому предложил свою кандидатуру на «Евровидение -2011»
от Беларуси. Пока в ответ — тишина…
Я, наверное, динозавр по
взглядам и патриот в душе. Обидно за родную страну. Макс Фадеев очень
хороший композитор. Но то, что он предложил Беларуси на «Евровидение» —
это конец прошлого века в музыке. На европейский стандарт гламурные
сопли с крылышками никак не тянут! Сейчас в Европе совершенно другая
атмосфера, иная музыка в фаворе. Увы, в области поп-музыки Беларусь
совсем не впереди планеты всей. Живя и работая в Европе, я понял, что и
как надо делать, чтобы иметь успех на «Евровидении». В Беларуси знают
лишь внешнюю сторону «Евровидения», я же знаю внутреннюю кухню этого
процесса....
— Во сколько Беларуси обойдется ваше участие в конкурсе?
—
Не совсем ко мне вопрос. Я понимаю, что участие страны в таком
конкурсе, безусловно, стоит денег, но сейчас не хочу вникать в эти
цифры. Что касается лично моего участия как композитора и певца, то в
данном случае я обойдусь дешевле, чем московские композиторы и
организаторы. Москва — город дорогой, Брюссель — дешевле…
— Если вы так и не услышите положительного ответа относительно «Евровидения»?
—
В любом случае собираюсь выступить в Беларуси. Веду переговоры с Игорем
Сацевичем, считаю «Яблочный чай» лучшей группой и именно с ней намерен
выступать.
Записываем совместный альбом с Александром
Растопчиным — экс-«песняром», он сейчас живет в Америке. Буду счастлив,
если Валерий Дайнеко согласится поучаствовать в этом проекте. Что
касается моей сольной пластинки, то она уже находится в процессе записи,
материал отобран и это будет двойной диск, в котором на одной пластинке
собраны электрические песни, на другой — акустические. Очень счастлив,
что мой дорогой друг Валерий Дайнеко согласился спеть со мной дуэтом. Я
его считаю лучшим голосом СНГ и одним из лучших в мире, без всякого
преувеличения он входит в мой личный Top 10 Best Voices Of All Time!
—
В последнее время замечена какая-то ностальгическая волна: давно
эмигрировавшие артисты пытаются снова вернуться на нашу сцену, а
некоторые и жить переехали в Беларусь. Каковы ваши планы?
—
Жить, скорее всего, останусь в Бельгии, так как отлично чувствую себя
там. Но приезжать хочу почаще, моя любовь к Родине с годами только
укрепилась. Из культурного пространства Беларуси, как вы заметили, я не
исчезал. И надеюсь, не исчезну. Участвовать в «Евровидении» от Беларуси
можно и с бельгийским паспортом. Мне это интересно не только для того,
чтобы засветиться, раскрутиться или заработать, а для того, чтобы
принести победу своей Родине. Хотя второе место, на мой взгляд, будет не
менее эффектно, но финансово более выгоднее, чем первое :). С победой
Билана Россия потеряла миллионы долларов на организации и проведении
шоу. Я такого счастья своей Беларуси не желаю: на шоу надо зарабатывать,
а не терять.
— С бельгийским паспортом можно быть еще
большим белорусом, чем некоторые тутэйшие. Тринадцать с половиной лет вы
не были на Родине, что здесь порадовало в этот приезд?
—
Эта поездка стала реальностью лишь благодаря Валерию Дайнеко, именно он
все организовал. Огромный человеческий ему поклон за это! Я бы не
отважился еще лет пять, точно. А порадовало очень многое… Встречи с
мамой, бабушкой (а ей на минутку 94 года), дорогими моему сердцу
друзьями. Перемены в архитектуре: таких красивых вилл и многоэтажек в
конце 90-х еще не было, большие и забитые до отказа на любой вкус
магазины, заметно возросший достаток людей. Когда я уезжал, хорошие
иномарки можно было сосчитать по пальцам, а в этот раз я даже увидел
пару Bentley! Люди одеты со вкусом и ярко! Меньше стало смурных лиц…. И,
конечно же, наши белорусские красавицы! Самые красивые девушки и
женщины в мире!
— А что-нибудь огорчило?
—
В Беларуси меня поразило отношение богатых людей к людям с меньшим
достатком. Оно мне напоминает крепостной строй, когда одни люди
относились к другим как к людям низшего сорта. Меня это очень возмущает.
На Западе нет понтов, у меня на них аллергия. Я — антипонтист.
—
Понты на бытовом уровне: приобрести сумочку «под» какой-нибудь бренд,
раздуть щеки, купив бэушную машину, просто смешны. А вот понты в музыке:
спеть «под Мадонну», такими безобидными не кажутся.
—
Всегда говорю молодым музыкантам: научитесь играть не «под фирму», а
играйте «фирму», делайте свою качественную музыку. Ищите себя, не
бойтесь экспериментировать! Я уже не молодой музыкант, но все еще
нахожусь в поиске. Проходит время, меняются вкусы. Мне теперь интереснее
баллады с джазовым уклоном, ритмически умеренные, лаконичные и простые
по мелодии и аранжировке песни, уже не хочется играть забойный рок, я
быстро устаю от той музыки, которая еще совсем недавно приносила мне
удовольствие. Тяжелый рок и весь этот «тяжмаш» уже не для меня. В конце
концов, смешно, когда взрослые дядьки скачут как тинэйджеры и так же
одеваются и мыслят.
P.S. «Тяжмаш» —
это и не моя музыка. Но после интервью у меня была возможность
посмотреть последние выступления Олега «Джаггера» Минакова. Харизма,
обаяние, классная музыка и вокал — это все о нем. И уж если Олег выйдет
на сцену «Евровидения», то даст жару!
|