Состояние правопорядка в частях и подразделениях зачастую глубоко не анализируется и как следствие отсутствует эффективная профилактика. Сплошь и рядом случается так, что обязанности должностных лиц по укреплению дисциплины исходя из особенностей решаемых задач по предназначению не конкретизированы. Многие офицеры откровенно самоустраняются от участия в решении внутренних проблем воинских коллективов. Особенно этим грешат заместители командиров, начальники родов войск и служб. Отдельная тема – всякого рода планы. Не знающее конца и края бумаготворчество на поверку зачастую оказывается переливанием из пустого в порожнее, переписыванием из документа в документ всякого рода общих установок, неконкретных мер, абстрактных задач. Заглянув в иной комплексный план на полугодие по поддержанию правопорядка, улучшению службы войск и безопасности военной службы, совершенно непонятно, кто конкретно, что, в какие сроки и какими средствами должен сделать. А в планах боевой подготовки, документах боевого дежурства, учений, сбор-походов, полевых выходов, караульной и гарнизонной службы мерам по укреплению дисциплины вообще зачастую не находится места. Проверки, коим несть числа, призваны, видимо, не только набирать статистику и составлять зубодробительные отчеты, а потом как из рога изобилия заваливать войска приказами и директивами. Было бы куда больше пользы, если бы офицеры корпусного, армейского, окружного звена оказывали конкретную помощь на местах, делились с молодежью своим опытом. Впрочем, кто бы и как ни помогал, в конечном итоге все зависит от конкретного командира и подчиненных ему офицеров. Мало обучить призванного в армию молодого человека военному делу, из него нужно воспитать солдата. Многие отцы-командиры этой своей обязанностью откровенно пренебрегают. Одним из самых эффективных методов воспитания подчиненного во все времена был личный пример. Но для того чтобы служить таковым, надо находиться на достаточно высоком уровне профессионального, интеллектуального и культурного развития. Среди нынешних молодых офицеров таким джентльменским набором могут похвастать далеко не все. О том, как решать эту задачу в наше суровое время, командиры и их заместители по воспитательной работе, начальники вузов и окружных учебных центров говорили на прошедшем недавно инструкторско-методическом семинаре по проблемам воинской дисциплины и правопорядка. Сегодня мы приводим фрагменты этого делового разговора.
Заместитель командира 76-й воздушно-десантной дивизии по воспитательной работе полковник Евгений Манин:
- Эксперимент по переходу на контрактную систему комплектования в нашей дивизии проходит в сложных социально-экономических условиях. Поэтому воспитательная работа, работа по укреплению воинской дисциплины и правопорядка в соединении имеет ряд особенностей. Мы стараемся уделять как можно больше внимания занятиям по ОГП и информированию. Проблема в том, что служебное время контрактника ограничено. Поэтому стремимся повысить качество этих занятий. Поскольку в системе мотивационных ценностей денежное довольствие в силу его скромных размеров определяющей роли не играет, основной упор делаем на воспитании гордости за службу в ВДВ, причастности к защите страны и ответственности за ее будущее. На этапе отбора кандидатов в «профи» отделение набора по контракту проводит с каждым претендентом профессионально-психологическое тестирование. Но, как показывает опыт, нельзя ограничиваться только этим. Поэтому в дивизии практикуется постоянное психологическое сопровождение военнослужащих. Особенно важно как можно быстрее выявить лиц, склонных к наркотической зависимости, пьянству и страдающих отклонениями психики. Пока «новобранцы» проходят период адаптации, за ними закрепляют наставников из наиболее опытных военнослужащих. Столкнувшись с правовой безграмотностью многих прибывающих к нам кандидатов в «профи», мы вынуждены больше уделять времени доведению солдатам и сержантам, а порой прапорщикам и молодым офицерам основных положений законодательных актов как социального, так и уголовного правового блока. В интересах укрепления дисциплины и правопорядка, на наш взгляд, необходимо решить на государственном уровне по меньшей мере четыре задачи. Во-первых, нужно установить материальную ответственность для увольняющихся до окончания срока контракта. Их действия наносят реальный ущерб государству. В этом нетрудно убедиться, если сложить стоимость вещевого имущества, перевозочных документов, пособия, полученного при заключении контракта, денежного довольствия и т.д. Во-вторых, следует решить вопрос о назначении штрафов провинившимся. Здесь все элементарно: денежное довольствие делится на количество дней в месяце, после чего количество невыходов на службу по неуважительной причине умножается на среднюю стоимость одного рабочего дня. Деньги будут удерживаться на основе суточных приказов по части на основании рапорта командира подразделения. Сэкономленные средства можно будет пускать на поощрение наиболее добросовестных военнослужащих. В-третьих, следует определить отсутствующий ныне механизм дисциплинарного ареста. Порой просто негде содержать задержанных до принятия по ним решения. И, наконец, нужен четкий текст контракта, где будут подробно прописаны права и обязанности сторон. Нынешний текст этим требованиям не отвечает.